5 мая 2000 года Ридли Скотт и Рассел Кроу представили свой римский эпос "Гладиатор" с рейтингом R в кинотеатрах по всей стране. Фильм получил пять "Оскаров" на 73-й премии "Оскар", в том числе за лучшую картину. Оригинальный обзор The Hollywood Reporter приведен ниже.
Подчеркивая превосходство мускулов над мозгами и зрелищность над близостью, "Гладиатор" Ридли Скотта, тем не менее, является впечатляющим достижением в воссоздании не только золотого века Римской империи, но и невыразимой жестокости, с которой одно из величайших государств мира вело свой бизнес.
Следуя своей недавней номинации на премию "Оскар" за лучшую мужскую роль, Рассел Кроу прочно закрепляет этот фильм-гладиатор эпического масштаба — первый за почти четыре десятилетия — используя свое крепкое телосложение и выразительное лицо, чтобы придать масштаб тому, что в противном случае могло бы быть героикой комиксов. Парень для парня, но тот, кто должен обладать значительной привлекательностью и для женщин, Кроу станет главным фактором мирового успеха этого потрясающего фильма от DreamWorks и Universal.
Подобно цезарям, которые командовали огромными армиями и управляли большей частью населения земного шара, Скотт использует ресурсы тысяч актеров, колоссальные декорации, изысканные костюмы и графические изображения, чтобы нарисовать в деталях достоверное, хотя иногда географически запутанное изображение Римской империи.
Хотя физически сложная постановка временами угрожает подавить невероятную историю, Кроу и несколько актеров, в первую очередь покойный Оливер Рид, Конни Нильсен и, в расширенной камео, Ричард Харрис, никогда не позволяли человеческому измерению потеряться.
Сценарий, первоначально написанный Дэвидом Францони (Амистад), в котором Джон Логан и Уильям Николсон, по-видимому, переписывают, формулирует поразительно упрощенный сценарий "добро против зла". Он также просит аудиторию проглотить идею о том, что величайший полководец Рима почти в одночасье стал рабом, а затем гладиатором. С другой стороны, во втором веке христианской эры Империя была довольно сумасшедшим местом, и все могло случиться и случилось.
Фильм начинается с того, как генерал Максимус Кроу вступает в финальную битву своей трехлетней кампании в самых северных уголках Империи. “По моему сигналу, - говорит он своим помощникам, “дайте волю аду”. И это ад. Скотт угощает нас поразительной демонстрацией боевых действий в стиле 180 года нашей эры. Древние машины для убийства вступают в действие: тысячи копий и пылающих стрел пронзают воздух, катапульты швыряют огненные глиняные горшки в легковоспламеняющиеся деревья, рукопашный бой влечет за собой палаши и топоры, а маневр с фланга, возглавляемый самим Максимусом, видит, как кавалерия проскальзывает в тыл врага, чтобы покончить с превосходящим сопротивлением.
В этой ранней последовательности Скотт сигнализирует о масштабах и масштабах своих амбиций, рисуя широкое полотно крови, доблести и ужаса, где действие замедляется, чтобы создать размытое пятно тени и цвета, импрессионистическую светотень маниакального безумия.
По мере того как рассеивается дым битвы, раскрываются главные герои фильма. Сам умирающий император необъяснимо находится рядом, Марк Аврелий в белом (Харрис в роли, которую Джон Хьюстон сыграл бы 20 лет назад). Рассуждая философски о правлении, в котором добродетель и мудрость омрачены постоянными войнами, Марк обнажает свое недовольство по поводу развращенности Рима.
Он сообщает Максимусу, своему беспутному, хотя и амбициозному сыну Коммоду (Хоакин Феникс) и его гораздо более мудрой дочери Луцилле (Нильсен) о своем намерении передать своего сына, чтобы назначить Максимуса защитником Рима. Однако Коммод заботится о том, чтобы старик умер до того, как эти желания станут широко известны. Он объявляет себя императором до того, как тело остынет, а затем приказывает Максиму немедленно умереть.
Спасаясь от казни, Максимус пробирается, казалось бы, за одну ночь — места повсюду расплывчаты — к своему дому, где он находит свою жену и сына распятыми. Тяжело раненный, он попадает в руки работорговца Проксимо (Рид), который превращает его в гладиатора вместе с другим рабом Джубой (Джимон Хунсу).
Тем временем Коммод, неправдоподобно не подозревающий о выживании Максима, с триумфом возвращается в Рим, где предается всевозможным злодеяниям. Чтобы отвлечь внимание населения от своих злых замыслов, он восстанавливает игры гладиаторов в столице.
Довольно скоро Максимуса, который покрыл себя славой в играх в провинциях, вызывают в высшую лигу. Прибыв в Рим, он стремится достичь величия на арене, завоевать сердца римлян и бросить вызов самому императору, человеку, которого он поклялся уничтожить.
Ни Скотта, ни его писателей, похоже, ни в малейшей степени не смущает плоскостность этой моральной вселенной. Воин Кроу воплощает все хорошее в римском идеале — где сила заключается в чести и человек остается верным более высокой морали, чем политическая власть. Тиран Феникса, с другой стороны, - хнычущий и ленивый панк, рычащий на каждую строчку диалога и неспособный даже на малейший намек на что-либо, отражающее его благородное происхождение.
Чтобы отогнать тиранию Коммода, его въезд в Рим сопровождается монохромными кадрами зрелища, которые имитируют те, что изображены в классическом триумфе воли нацистской пропаганды Лени Рифеншталь. Таким образом, Скотт гарантирует, что его аудитория всегда понимает, где находится моральный центр. Но часть веселья уходит из фильма, когда его создатели прибегают к карикатуре на персонажа.
Луцилла Нильсена скорее запутанна, чем сложна, она, по-видимому, связана со своим братом, но эмоционально привязана к Максимусу, с которым у нее когда-то был страстный роман, который оставил их обоих озлобленными.