Фильм Габриэле Сальватореса "Средиземноморье" получил "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке-вероятно, больше за его жизнерадостное отношение и антивоенное послание, чем за его возвышенное мастерство в кино.
Это горько-сладкое изображение зацикленности на Зорбе восьми итальянских военных неудачников на отдаленном греческом острове, безусловно, обладает неоспоримой привлекательностью. Небольшой актерский состав иллюстрирует разнообразие итальянских мужчин - от сексуального мачизма до девственной невинности. Фотография белых деревень, кристально чистого моря и скалистых засушливых холмов Винченцо Монтелеоне наполняет "Mediterraneo" глубоким ощущением вечной красоты и спокойствия Эгейского моря. А партитура Джанкарло Бигацци с греческим акцентом позволяет сценарию весело развиваться.
Тем не менее, политическая ситуация, которая сделала "Средиземноморье" огромным хитом в Италии, вполне могла быть перенесена на голливудских либералов, которые проголосовали за билет "За Сальваторе" на последних премиях "Оскар". Поскольку его выпуск совпал с началом операции "Буря в пустыне", это изображение становления пацифистов стало отправной точкой для протеста против войны.
Как ни странно, "Средиземноморье" напоминает культовый фильм вьетнамской эпохи. В своей утонченной наивности и в общем ощущении истории она напоминает "Короля червей", басню Филиппа де Брока о Томми Первой мировой войны, который прогуливается по заброшенной деревне, где единственные оставшиеся жители живут в сумасшедшем доме.
"Mediterraneo" открывается в море, с чем - то вроде экспедиции "Мистера Робертса". Миссия: оккупировать незначительный греческий остров. Команде из восьми человек было приказано создать аванпост фашизма в глубине Маре Нострум.
За исключением бородатого, дородного сержанта. Ло Руссо, который сражался за Франко в Испании, октету не хватает военных инстинктов или наклонностей. Главный герой, лейтенант Монтини, который представляет банду, - бывший учитель средней школы, который любит Гомера и искусство. Братья Мунарон-пара деревенщин, итальянских деревенщин. Фарина, адъютант лейтенанта, - доверчивая маленькая сиротка. Чокнутый Страццабоско без ума от своего осла Сильваны. Новента тоскует по своей беременной жене, и у него есть история дезертирства. Колосанти нежится в тени Ло Руссо.
По прибытии в пункт назначения восемь человек играют в солдата, совершая неумелый маневр приземления. Их главной целью, по-видимому, является сохранение их радио. Но, войдя в деревню из побеленного камня и выцветших голубых дверей и ставен, они не встретили никакого сопротивления. Как и в "Короле червей", место совершенно пустое-за исключением нескольких воинственных цыплят, один из которых убит в короткой стычке.
Нервничая, отряд ложится спать на ночь. Но в темноте, похоже, к ним приближается новый враг. На этот раз жертвой дикой компании стала Сильвана. В отместку раздираемый горем Страццабоско разбивает рацию, отрезая солдат от их командования. Затем британский бомбардировщик топит их корабль. Теперь они брошены на произвол судьбы без каких-либо средств добраться до материка.
Вскоре жители деревни появляются снова. Мунароны, живущие в горах, находят себе молодую пастушку, которой можно поделиться. Ло Руссо и его приятели открывают для себя красивую молодую проститутку по имени Василисса. Монтини дружит с местным священником, который говорит по-итальянски, и лейтенант начинает рисовать фрески в церкви. Приходит турок с травой, и все должны накуриться. Время летит, и война забывается. Даже Ло Руссо начинает вести себя как Энтони Куинн в своем режиме Казандзакиса.
Безмятежность острова соблазняет зрителя так же, как и воинов Второй мировой войны. Актерский состав также обладает своим очарованием, особенно похожий на медведя, распутный Диего Абатантуоно в роли Ло Руссо, насмешливый Клаудио Бигали в роли лейтенанта Морини и беспризорный Джузеппе Чедерна в роли Фарины, который становится любителем поэзии и Василиссы. Поразительная Ванна Барба привносит немного "Никогда в воскресенье" в красивую молодую шлюху.
Сальваторе создал симпатичную, приятную для публики историю, дополненную трогательными последствиями. Но если сравнить его с зарубежными фильмами, претендующими на премию "Оскар" 1991 года, "Медитераннео" кажется очевидным и поверхностным.