История серьезных фильмов о войне, от "Путей славы" до "Джонни достал пистолет", от "Апокалипсиса сегодня" до "Спасения рядового Райана", - это история попыток сделать невозможное: превратить немыслимое в искусство. Проблема, как всегда, в правде. Если произведение искусства о войне не говорит правды, оно непристойно-но как можно сказать эту правду? И вообще, что это такое? Является ли это бывшим человеческим существом, которое было превращено в куски окровавленного мяса большими осколками металла?
Или это возвышенные слова Авраама Линкольна: "Что от этих почтенных умерших мы берем повышенную преданность тому делу, за которое они отдали последнюю полную меру преданности-что мы здесь твердо решили, что эти мертвые не умрут напрасно ..."? Фальстаф или принц Хэл? Ужасная смерть или трубы и медь? Какая форма, какая сюжетная линия, какой эстетический подход могут передать нигилистический ужас войны и при этом содержать какой-то более широкий смысл?
"Группа братьев", амбициозный минисериал Стивена Спилберга и Тома Хэнкса из 10 частей, основанный на бестселлере Стивена Эмброуза, не стремится замкнуть этот окончательный круг, но это все еще серьезный фильм с серьезной целью. В нем предпринята попытка рассказать эпическую историю-карьеру знаменитой американской пехотной роты во Второй мировой войне, со дня " Д " до конца войны, - не прибегая ни к патриотическому величию, ни к повествовательным приемам, которые мы ассоциируем с такими историями.
Он хочет занять своего рода золотую середину, где-то между трезвостью документального кино и смелостью великого художественного кинопроизводства: точно показать временами кошмарную реальность жизни в боевом подразделении, одновременно подтверждая как необходимую порядочность, так и необычайный героизм людей в этом подразделении.
Он убедительно преуспевает в обоих отношениях-и все же это не художественный шедевр. Мог ли он быть таковым, не пожертвовав своей преданностью истине выбранной истории, - на этот вопрос трудно ответить.
Шумиха вокруг "Величайшего поколения" стала казаться все более консервированной, но "Группа братьев" не сентиментальна, кроме как в самом широком, самом законном смысле. Его герои не вырезаны из Джона Уэйна: они грабят, устраивают антисемитские выходки, слишком много пьют, без необходимости стреляют в немцев. Тем не менее, сериал не окрашен ревизионизмом. Недостатки его персонажей затмеваются их героизмом-и благодаря виртуозной режиссуре и кинематографии, вы находитесь в следующем окопе, вы чувствуете их страх и их мужество на своем лице, своей интуицией и своим сердцем.
Чтобы посмотреть захватывающую сцену в эпизоде 2, в которой десантники выпрыгивают из зенитных орудий на высоких скоростях и на малых высотах над Нормандией, или жестокую, ясную, потрясающе снятую битву при поместье Брекорт, в которой командир роты Дик Уинтерс и отряд используют смелость, скорость и хитрость, чтобы выбить три немецких орудия, следует напомнить, что мужчины и женщины, которые сражались в любой войне, делают вещи, которые навсегда их отмечают и загадочны и огромны. И-в случае с солдатами из "Группы братьев" - эти прославленные деяния помогли спасти мир.
В стране, которой катастрофически не хватает как элементарных исторических знаний, так и уважения к подлинным достижениям, создание фильма, который забивает этот дом-даже если послание является частью того, что стало хором, подобным Диснейленду, получившим уважение, - заслуживает похвалы