Как дитя послевоенных берлинских руин, я признаюсь, что этот фильм имел особое значение. Но ничто не могло подготовить меня к тому явному воздействию, которое Германия Нулевого года оказывает на душу. Роберто Росселини запечатлел трагедию, которая в значительной степени игнорировалась, и его навязчивая работа кричит о боли послевоенных страданий гражданского населения в Берлине громче, чем любой документальный фильм.
Мало того, что съемки проходили на тех самых улицах, где всего за несколько месяцев до этого умер миллион человек, все те, кто появлялся в Stunde Null, совершенно очевидно переживали тот самый опыт, который они разыгрывали. Это были не актеры. Их выступления неуклюжи и натянуты без блеска профессиональной подготовки или голливудского монтажа. Но в этом и заключалась магия этой постановки. Это была не драма, а скорее окно в реальность. Их лица были изуродованы ужасами, которые они только что пережили, и можно только удивляться их мужеству разыгрывать свои собственные ежедневные страдания для развлечения других.
Суть сюжета достаточно проста. Это история о простых немецких гражданах, пытающихся пережить голод и лишения в Берлине 1945 года. Центральный персонаж - 12-летний мальчик Эдмунд, которому приходится терпеть все и вся, чтобы обеспечить свою семью. И в конце концов.....
Ну, никто не знает, что на самом деле случилось с Эдмундом Мешке, бывшим гитлерюгендом, который играл самого себя. После съемок внешних кадров в Берлине весь актерский состав в 1946 году был перевезен в Рим, где были собраны воедино внутренние сцены. И, конечно, большинство из них пытались там остаться. Эдмунд исчез из истории и, вероятно, встретил свой конец где-нибудь на римских улицах. Конечно, он никогда не появлялся, чтобы претендовать на почести, которые, несомненно, посыпались бы на него, если бы он только упомянул свое имя.
Но Эдмунд никогда не будет забыт, потому что его трагическая история трогает душу и говорит от имени миллионов других молодых людей, которые были так жестоко принесены в жертву в том ужасном конфликте. Это не фильм: это шедевр.