Секретарь райкома' - агитационная в своих образах и характерах военная драма/боевик о деятельности партизан изнутри, шпионах, и беспрекословному, ценой своей жизни сопротивлении против фашистской оккупации. Картина вообще более превалирует в боевике и экшене, чем в драматических событиях.
Снятый ещё в первый год войны, фильм полон именно этих мотивов, 'смерть за смерть', 'кровь за кровь', и, то ли в силу времени съёмки, то ли действительно актёрской игры, но все эти призывы и где-то напыщенные сцены не кажутся пафосными. Пырьев открыто и вполне по образам воинского времени показывает жестокость и ужасы войны, где мы видим не только множество, собственно, боевых действий, повешенных, подрывов, взрывов и стрельбы, но и людскую самоотдачу в этом облике, нисколько не пряча и не романтизируя облик советского человека в этом (однако обращая внимание именно на инстинкт обороны против не прошенного врага).
И это правильно, тем более для года съёмки картины, тем более, что такого рода агитационные оборонительные мотивы должны были быть донесены до масс. В фильме показательна сцена, когда секретарь райкома Кочет без размышлений отправляет пленённых фашистов на расстрел, захватив заодно и одного из жителей деревни, который им чем-то помог. Он делает это играючи и без лишних моральных излияний, а солдаты смеются.
С течением времени фильмы о войне смягчили образ советского солдата, но даже не зная фактов, вполне можно говорить и о зверствах с его стороны, изнасилованиях и прочей жестокости. Это война и никакие законы здесь не действуют. Однако стоит подчеркнуть уже упомянутый именно тот факт, что Пырьев подчёркивает оборонительность, закон талиона, как основополагающий призыв в сражении.