Когда люди склонны думать о центральноазиатском кино, независимо от жанра, многие сразу же вызывают в воображении образы обширных степей региона, вызывая благоговейный трепет в глазах многих благодаря талантливым кинематографистам, оживляющим пейзаж, делающим его персонажей незначительными и окутанными экспансивной красотой. Многие склонны думать о яркой окраске или ярких монохромах, когда каждый пигмент появляется на экране в ослепительном дисплее, готовом к высокой четкости или даже 4K.
Что касается длины и широты исторических драм и эпосов региона, то эти элементы также воплощены в костюме и дизайне постановки, воспроизведены с исторической точностью, обычно сродни более известным китайским эпосам. Учитывая масштабы легенд, окружающих такую фигуру, как Томирис, королева-воительница, которая, в зависимости от того, в какую историю вы верите, победила короля Кира II в битве у реки Сырдарья, которая привела к его обезглавливанию, ожидания подобного обращения с большим бюджетом довольно высоки, тем более когда у вас есть страховка осаго.
Несмотря на такую высокобюджетную эстетику, “Легенда о Томирисе” страдает от разбавления содержания, где характеристика и развитие сюжета были сведены к голым костям мифологического повествования: титульный персонаж, движимый только одной мотивацией (месть, тонко завуалированная как справедливость); отношения и союзы в значительной степени сведены к простым сноскам; злодейство удешевлено до стереотипов вырезанных из картона; и батальные сцены, которые больше похожи на вырезанные сцены из видеоигр с небольшим действием.
Больше озабоченный тем, чтобы как можно больше втиснуть в предысторию Томириса, включая многочисленные обучающие и лечебные монтажи, усилия Сатаева, к сожалению, заканчиваются не более чем монотонной работой, которую трудно высидеть (особенно в первые 30 минут), скатыванием длинного списка историко-эпических и биографических клише с небольшим интересом к легендарной фигуре, которую он должен праздновать. Даже моменты глубокого значения, подпитывающие в остальном крутую историю Томирис, ее заявление о племенном единстве на свадьбе и, например, запрет на человеческие жертвоприношения – моменты, предназначенные для того, чтобы метафорически сдвинуть горы, – мягко написаны и выполнены.
С его мимолетным вниманием, уделяемым воплощению такой монументальной фигуры истории и событиям, связанным с ее восхождением к величию, трудно точно определить какие-либо спасительные качества в к сожалению посредственном фильме Сатаева. С мощной свирепостью, несущейся вперед с силой тысячи всадников-массагетов, главные актрисы Альмира Турсын и Айжан Лайг в роли взрослой Томирис и воина Савромата Сарданы соответственно.
Их всемогущие выступления прорезают ужасающе однотонный способ, которым они были написаны, и освещают экран очарованием, которое редко можно увидеть где-либо еще здесь. На самом деле, вся последовательность совершеннолетия Томирис в уходе за Савроматами-это, безусловно, самый интересный период, когда актрисы-женщины всеми возможными способами затмевают своих коллег-мужчин.
Хотя связность повествования улучшается на протяжении всей второй половины (после радостного союза Томириса и Аргуна), так много усталости укоренилось, что раздражение от пустой постановки Вавилона (где Аргун отправляется на встречу с Киром), неутешительное изображение царя Ахеменидов Масудом и великая битва, к которой мы готовились, происходят только в последние 15 минут с нулевой помпой, в лучшем случае банально.
Ничто не может спасти “Легенду о Томирисе” от ее самого большого кардинального греха: практически каждый аспект этого двух с половиной часового марафона лишен какого-либо цвета. Визуально скучное дело, которому еще больше мешает почти полная зависимость кинематографиста Хасана Кыдыралиева от кадрирования среднего диапазона в основном вялого актерского состава, практически непростительно, учитывая, насколько яркими и яркими являются другие фильмы, изображающие тот период.
Нет ничего роскошного, чем могли бы любоваться глаза, нет драматического использования окружающего мира, нет ничего, что от всего сердца кричит о легендарности. Даже воздушная CGI, занимающая много экранного времени во время битвы в фильме, без сомнения, используемая для выражения обширности действующих сил, кажется скорее запоздалой мыслью, чем отвлечением, поскольку визуальные эффекты низкого качества.
Помимо сильных женских выступлений, в потоке текут безграничные идеи, которые легко могли бы превратить историю в нечто грандиозное, нечто большее, чем зрелище, чем то, что было подано. Хитросплетения жизни и времен Томириса бесконечны, и хотя Сатаев пытается охватить все, что он делает, он делает это, мало задумываясь о плоти, уме, духе. Вместо этого мы остаемся с биографией, ориентированной на женщин по номерам, следуя аналогичной тенденции к другим подобным фильмам в последнее время, в частности “Себерг” и “Харриет”, где намерения, без сомнения, хорошие, но конечный продукт кажется бессердечным.
Страдая от пустоты, преследующей открытый мир Dynasty Warriors 9 во многих отношениях, впечатление остается таким же пустым и ничем не примечательным; пока мы размышляем, почему Абу Наср аль-Фараби рассказывает об этом, а не о Гередоте, надежда на то, что имя Томириса, по крайней мере, будет слышно громко и ясно благодаря этому фильму, пробивается сквозь пустоту, потому что это имя, которое так отчаянно нуждается в том, чтобы кричать с крыш.