Эта третья часть трилогии "Условия жизни человека" - моя личная любимая, что говорит о многом, учитывая, насколько сенсационными были первые два фильма. В "Молитве солдата" Масаки Кобаяси выводит "героя" сериала, Кадзи, из зоны боевых действий, и теперь он является полностью сформированным лидером группы солдат уровня ополчения, которые просто хотят вернуться домой.
В некотором смысле именно об этом сериал - примерно в том же смысле, в каком "Властелин колец" рассказывает об уничтожении кольца и возвращении домой, - только на этот раз пронизанный таким ужасом и обреченностью, к которым большинство режиссеров и близко не подошли бы, не говоря уже о том, чтобы воплотить их в жизнь.
Это история о выживании, не только физическом и смертном, но и духовном - я имею в виду человеческий дух. Даже когда Кадзи все дальше дрейфует навстречу своей гибели в этой ледяной сибирской тундре, его дух, совесть и надежды вернуться к Мачико все еще целы. Это не просто "он умер, конец", хотя, если вы чувствуете, как на глаза наворачиваются слезы, в манипуляции нет жестокости. Это кино о разбитых сердцах в его самом сокрушительном и честном проявлении.
И Кобаяши также делает это о размышлениях о военном времени, когда оно подходит к концу; он использует флэшбэки и голос за кадром, чтобы подчеркнуть на этот раз, в отличие от предыдущих фильмов, то, что преследует персонажей (в основном Кадзи, но иногда и других) и чего они желают, тела, которые они оставили в своих тропинки или гниение, свидетелями которого они стали (один момент, который будет преследовать меня, - это советский грузовик, сбрасывающий тело женщины, воспроизведенный во второй раз после того, как впервые был показан в длинном кадре с более близкого ракурса).
Также захватывающе наблюдать, как Кобаяши пробует новые стили и методы, чтобы усилить напряжение и атмосферу, как это невероятно видно в тех жутких лесных сценах с Кадзи, его людьми и тег-алонгами, ищущими любую доступную еду и душевное равновесие. Тон первой части картины однозначен в своей неопределенности относительно того, куда направятся эти солдаты и Кадзи, заблудятся ли они или пойдут правильным путем, если их поймают.
И все же, даже несмотря на мрачные сцены насилия и кровопролития (более наглядные, чем вы могли ожидать) и фатализм, доведенный до 11 баллов, здесь присутствует несколько частичек поэтической красоты из прошлых фильмов (моей любимой была простая сцена, где женщина умывается на берегу реки).
К моменту выхода второй половины ситуация становится самой мрачной из всех, что были в трилогии, когда Кадзи и его люди сдаются Советам, и все возвращается на круги своя для нашего главного героя из первого фильма, добросердечного рабочего-надзирателя и закаленного военнопленного, ставшего свидетелем того же, что он видел в другом стороне много лет назад. Именно здесь Кобаяши наносит свой самый жесткий и захватывающий удар по социально-политическому содержанию.
Теперь это не просто вопрос о методах японцев, но социализм против фашизм, чем бы он ни был на самом деле, насколько ужасными становятся отношения между двумя разными народами в комнате без правильной связи (в великолепной сцене мы видим Кадзи на квази-процессе за саботаж, и его переводчик намеренно все портит), и, что не менее трагично, предательство собственного народа, как это видно по эпизоду с Танге.
Само собой разумеется, что последние пятнадцать минут не задевают самых глубоких аккордов, но вся картина практически идеальна, поскольку аккумулирует все, что произошло с Кадзи и вокруг него, и не теряет ни малейшего смысла в темах, в то же время сохраняя это личное, интимное кино. Вы могли бы даже несколько раз рассмеяться в моменты облегчения, испытываемые второстепенными персонажами, а Кобаяши даже умело управляет этими маленькими диалогами и использует юмор висельника посреди такого ужаса и драмы.
Но, на самом деле, это шоу Тацуи Накадаи. Это и Ран - его лучшие выступления, без исключения, и особенно здесь он способен выразить рост Кадзи как лидера, как человека с раздираемой совестью, как отвергающего все, что касается долга и служения стране, просто чтобы выжить, как теперь в некоторой степени признанного убийцы (единственное убийство русского охранник некоторое время следит за ним), и как потерянная душа, неспособная вернуться к своей прежней жизни с Мачико. Это невероятная трансформация в течение десяти часов, которая делает его одним из величайших людей, приехавших из своей страны.
В целом, трилогия - это огромный, ошеломляющий подвиг интеллектуального, печального кинопроизводства, которое оплакивает то, на что способны худшие из людей, и в то же время дает нам героя, за которого можно болеть, несмотря на все его опасения и возможные недостатки, и, наконец, увидеть, как по сути хороший и нравственный человек становится целостным на японском сторона 2-й мировой войны.