Многие критики были оскорблены тем, что Р.У. Фассбиндер изобразил главного героя Уилки и нацистов в этом фильме по-человечески. Однако ценители других фильмов Фассбиндера поймут, что "Лили Марлин" (1981) принадлежит к "женским фильмам" Фассбиндера, таким как "Женитьба Марии Браун" (1979) и "Лола" (1981).
Фассбиндер был убежден, что "истории можно рассказывать гораздо лучше с женщинами, чем с мужчинами", потому что, по словам Фассбиндера, в то время как мужчины обычно выполняют свои определенные роли в обществе, "женщины способны мыслить диалектично". Диалектика, однако, означает, что существует не только тезис и его антитезис, как обычно в нашем черно-белом мире, но и синтез, в котором противоположности совпадают.
Более того, диалектика означает, что благодаря третьему экземпляру синтеза отменяется абсолютная противоположность различия между тезисом и антитезисом. Говоря конкретно: начиная с диалектной точки зрения и изображая фашистское государство, подпольщики обязательно должны использовать основные средства, как это делают правители, и между преступниками и жертвами, таким образом, существует хиастическая связь, так что каждый преступник также является жертвой, и каждая жертва также является преступником. Фассбиндер проиллюстрировал эту абстрактную схему, выходящую за рамки классической логики, в своей пьесе "Город, мусор и смерть" (1975), которая была экранизирована Даниэлем Шмидом под названием "Тень ангелов" (1976).
Поэтому, диалектически подходя к априори спорной теме, такой как нацистская Германия, изображение этого времени в форме фильма становится еще более спорным, особенно для людей, которые не могут или не хотят видеть, что наше восприятие мира далеко не исчерпывается примитивным освещением -переключает схему, но нуждается в третьем экземпляре синтеза в качестве управляющего экземпляра своих противоположных членов тезиса и антитезиса.
Необходимо тщательно изучить взаимоотношения между правонарушителями и жертвами, поскольку просто неверно, что правонарушители - плохие, а жертвы - хорошие. С синтетической точки зрения, плохие участвуют в добре так же, как хорошие участвуют в плохом. Они взаимосвязаны.
В мировоззрении, основанном на классической логике, связь между хорошим и плохим даже не может быть установлена, а в этике, основанной на этой недостаточной системе логики, нечистая совесть выживших в нацистской Германии, чувствующих (достаточно нелогично) ответственность за деяния своих предков, исключает возможность взаимосвязь между двумя крайностями и, таким образом, синтез в форме новой оценки, также основанной на этой взаимосвязи.
С диалектической точки зрения Фассбиндера следует, что ни Лили Марлин, ни Лола, ни Мария Браун не могут быть осуждены за их "злоупотребление" правящей системой в своих личных целях, потому что они не злоупотребляют ими, они просто используют их. Напротив, поскольку жертвы должны повторять действия преступников, поскольку преступники должны повторять действия жертв, поскольку "хорошее" и "плохое" больше не являются простыми зеркальными отражениями друг друга, как в двузначной логике, их стратегии узаконены хиастической структурой логики, которая описывает наш мир, который вовсе не черно-белый, гораздо лучше, чем черно-белая логика.