Своего рода среднеазиатский гибрид храброго сердца и 300, официальное участие Казахстана в гонке "Оскар" за лучший иностранный язык-это бряцание оружием, удары в грудь, размахивание флагом в честь мифического героя-воина начала 18 века. Название переводится как “тысяча мальчиков”, преувеличенная ссылка на несколько сотен молодых партизан, которые боролись против оккупации джунгарами, безжалостным монгольским племенем, происходящим от Чингисхана. Окончательная победа над этими захватчиками была одержана в битве при Аныракае в 1729 году, знаменательной дате в истории независимости Казахстана.
Спонсируемая государством эпопея, созданная в ознаменование 20-й годовщины отделения Казахстана от распадающегося Советского Союза, "Мын Бала" теперь занимает второе место после "Аватара" в местных кассовых сборах. Стремительный и визуально восхитительный, он был сделан опытным режиссером Аканом Сатаевым с бюджетом около 12 миллионов долларов — огромным по казахстанским стандартам — с соответствующими производственными показателями. Тем не менее, такая узкая история будет трудно продаваться иностранным дистрибьюторам и аудитории. Даже если он получит номинацию на "Оскар", потребуется какой-то умный маркетинг в духе "Крадущегося тигра", "Скрытого дракона", чтобы вызвать серьезный интерес за рубежом.
Выбранный из более чем 20 000 претендентов, начинающий сценарист Асылхан Толепов играет Сартая, подростка-борца за свободу, чье имя является легендой в Казахстане. Утонченная красавица с внешностью мужской модели, Толепов-маловероятный партизанский лидер, но привлекательный и динамичный лидер. Другие юношеские роли исполняют его сокурсники из Алматинской театральной школы, которые противостоят старшему составу, состоящему в основном из профессиональных актеров.
Главный недостаток фильма-его поразительно упрощенный сценарий сказки, по сравнению с которым среднестатистическая мелодрама Болливуда кажется заниженной. Все казахстанские бойцы-благородные молодые герои, вечно заявляющие о своей готовности умереть за честь своей Родины и своих женщин. И наоборот, джунгары-одинаково уродливые, одетые в черное, звериные завоеватели, без колебаний убивающие детей или сжигающие целые деревни. Никаких призов за тонкость, историческую точность или тонкое описание геополитического конфликта. С другой стороны, такие мелочи тоже не беспокоили Храброе Сердце.
К их чести, Сатаев и его команда делают все возможное, чтобы придать этой местной истории всеобщий резонанс. Смените костюмы, и их волнующий портрет армии разношерстных бандитов, восстающей против жестоких имперских угнетателей, в равной степени может относиться к Робин Гуду, Французскому сопротивлению и даже к "Звездным войнам". В предыстории детства Сартая, безусловно, есть отголоски Люка Скайуокера.