Он разрушил кинематограф для меня, и это один из шедевров, который это сделал. Каждый раз, когда вы смотрите один из его фильмов, вы заявляете: "Это лучшая картина, когда-либо снятая!" Что не может быть правдой, поскольку это был последний фильм Тарковского, который вы видели. Я много раз видел этот фильм в кинотеатре, и это лучшие три часа целлулоида, которые вы, вероятно, увидите, не считая "Соляриса", который в любом случае принадлежит Тарковскому.
Тарковский хотел создать искусство, которое изменило бы жизни людей, и в этом он преуспел. Хотя его жизнь была неспокойной, а его проекты случайным образом вырывались из рук боссов киностудии, если рассматривать их в целом, все они кажутся частью какого-то великого плана, который должен был осуществиться с самого начала.
Он считал, что в конечном счете лучше всего делать то, что углубляет внутреннюю жизнь человека, а не обедняет ее. Это может объяснить, почему вы покидаете большинство голливудских фильмов с чувством вины. В этой удивительной и монументальной работе слишком много замечательных сцен и моментов, чтобы их упоминать, поэтому я не буду. Достаточно сказать, что было бы интересно посмотреть, чего бы добился Тарковский, если бы он был жив и вернулся из изгнания на свою родину. Недавние события в России и на Балканах делают этот фильм еще более жизненным и актуальным сегодня.
Беда в том, что фильмы Тарковского обладают такой необычайной чистотой и духовной глубиной, что, похоже, никакие другие фильмы не способны удовлетворить человека таким же образом. Они кажутся плоскими, безжизненными и неспособными конкурировать. Зачем смотреть "Давай притворимся взрослыми" вроде Тарантино, когда можно посмотреть настоящего взрослого? Итак, как я уже сказал, чертов Тарковский. Он разрушил кинематограф для меня.