Этот фильм можно оценить по достоинству только в том случае, если знать его предысторию. Это было сделано в такой любопытной стране, как ГДР, и Эрнст Тельман был лидером коммунистической партии Германии до Второй мировой войны. На самом деле элита ГДР считала Тельмана кем-то вроде отца-основателя, возможно, так же, как американцы восхищаются Вашингтоном или Линкольном.
Точно так же, как высеченные на камне изображения первых американских президентов, в бывшей ГДР можно найти статуи Тельмана, страдающего манией величия. Это, конечно, было многовато для простых людей, но фильм имел относительный успех (возможно, еще и потому, что автобусы, набитые школьниками и сотрудниками клубов, бесплатно возили в кинотеатры - попробуйте это со СВОИМ боссом!).
Каким-то образом люди в ГДР увидели, что корни коммунизма лежат в гуманизме. Даже сейчас большинство людей в бывшей ГДР думают о своем прошлом как о том, что они действительно жили при диктатуре, но не в неправильном государстве. Просто посмотрите, например, реалистичный, трогательный и всеми любимый фильм "Пол и Паула". Кроме того, следует иметь в виду, что Тельман был активным членом той же политической организации, что и оплакиваемая Роза Люксембург.
С другой стороны, он также был связан с Вальтером Ульбрихтом, который начал свою карьеру в ГДР как сталинист. Тельман уже был посажен в нацистскую тюрьму к тому времени, когда жестокости Сталина достигли своего апогея. Фильм "Эрнст Тельман" изображает (на 2 DVD!) его жизнь и смерть, реалистично, но с крайней готовностью. Политические фильмы обычно предвзяты, как на востоке, так и на западе, а коммунистическая система всегда была слишком слабой, чтобы выдерживать критику изнутри. Таким образом, история представляет собой прямолинейную историческую эпическую поэму, в которой актеры проделывают хорошую работу.
Это все реализм, вы получаете то, что видите, и в нем нет никаких скрытых смыслов, ложных оснований или других "буржуазных" обманов. В этом нет ничего плохого. Конечно, фильм не может скрыть насильственный характер коммунистической партии и ее дестабилизирующее влияние на Веймарскую Республику. На самом деле он даже не пытается, поскольку осуществление революции и падение капитализма является конечной целью ленинизма и, следовательно, рассматривается как добродетель.
Зритель также должен иметь в виду, что в бурные двадцатые Коминтерн уже стал инструментом защиты советских интересов. Революционный климат умер примерно в 1920 году. В то время как пролетарское сопротивление фашистскому путчу Каппа (1920) было оправданным и успешным, это больше не относилось к последовавшему за ним Рурскому восстанию коммунистов в 1921 году.
К тому времени социал-демократы и профсоюзы уже отказались от вооруженного сопротивления немецким военным. Восстание в Руре (против разоружения рабочих) не имело шансов и было заказано Коминтерном (с советским президентом Лениным в качестве движущей силы) главным образом для ослабления соседа Германии. В сценарии нет места для такой критики или даже сомнений. Если Тельман когда-либо и совершал ошибку, то в этом фильме этого, конечно, не видно.
По какой-то странной причине личное прославление лидеров всегда было типичным для коммунистических стран. Вероятно, предполагалось, что они олицетворяют человеческую доброту и являются высшим примером для простых людей. С Тельманом это оказалось особенно легко, после его возможного убийства гитлеровскими фашистами. Если кто-то способен сопереживать и принять довольно необычную идеологическую перспективу, то зритель вознаграждается приятным впечатлением от Веймарской республики, а также от расцвета и утверждения нацизма.