“Песня имен” - это фильм с глубокими размышлениями на уме. Фильмы подобной психологической глубины можно посмотреть на film-gde.ru. Речь идет о семейных узах, как кровных, так и по выбору. Речь идет о разрушительных последствиях войны для веры и о том, что значит поклоняться. Речь идет о еврейской идентичности после Второй мировой войны. Прежде всего, речь идет о музыке: что значит ее создавать, посвящать ей себя и как ее можно использовать для возвышения эго или божественного.
Но весомые темы не делают фильм весомым, если исполнение не справляется с поставленной задачей, и почти во всех отношениях мастерство “Песни имен” не вызывает восторга.
Мартин и Довидл (которых играли как взрослых Тим Рот и Клайв Оуэн) были братьями по духу, если не по крови или вере. Британская семья Мартина взяла к себе молодого польско-еврейского вундеркинда-скрипача Довидля, когда нацисты проводили свое царство террора по всей Европе, взяв на себя обязательства по его хранению и музыкальному образованию. В творчестве Довидла есть искра гения, которую нельзя допустить, чтобы Вторая мировая война погасила.
Мальчики достигают совершеннолетия вместе, своевольный и избалованный единственный ребенок Мартин взрослеет в респектабельного молодого человека в присутствии Довидля, харизматичного и все более беспокойного гения, которого мучает незнание судьбы его семьи в Варшаве. Затем, в ночь его грандиозного концерта в 1951 году, Довидл и его ангельская скрипка пропадают, оставляя семью Мартина в финансовых и эмоциональных руинах.
Тридцать пять лет спустя Мартин средних лет, ныне музыкальный консультант, испытывает искру узнавания, когда замечает, как другой скрипач ритуально играет с куском канифоли. Это напоминает старую привычку Довидла и заставляет Мартина отправиться на охоту за мусором по всему миру, чтобы разыскать своего давно потерянного брата и, наконец, разгадать тайну его исчезновения.
Это излишне сложная конструкция коробки-головоломки, которая служит только для того, чтобы удешевить историю и уменьшить ее влияние. Столько времени, сколько мы проводим с нынешним Мартином, мы никогда по-настоящему не узнаем его, настолько необычно то, что он сосредоточен на человеке, которого мы не видим, – человеке, чье местонахождение оказывается гораздо менее интересным, чем эмоциональное и духовное путешествие, которое он предпринял, чтобы добраться туда, и которое в конечном итоге заканчивается неудачей. Отнюдь не усиливая ощущение таинственности, конструкция воспоминаний делает сегодняшний день драматически инертным, давая прекрасным актерам мало что сделать, кроме как представить экспозицию.
К счастью, одно светлое пятно-это то, что фильм абсолютно должен сделать правильно: музыка. Режиссер Франсуа Жирар долгое время работал над переводом музыки для кинематографа, особенно в фильме “Красная скрипка” (1998). Музыка кажется подлинной, а иногда и восторженной, благодаря работе композитора Говарда Шора и Рея Чена, тайваньско-австралийского скрипача-солиста, который наделяет Довидла своим гением.
Если бы он тоже мог одолжить напыщенному и важному сценарию часть своего гения.