Я был в Гете-институте, когда случайно наткнулся на этот фильм. Я зашел на IMDb и нашел хорошие отзывы о фильме и его режиссере, и в качестве дополнительной привлекательности в нем фигурировала Мария Шелл в главной роли. И история показалась мне интересной.
Немецкая медсестра Хельга (Мария Шелл) похищена югославскими партизанами. Их врач умер, и им нужен другой. У Хельги медицинское образование, поэтому она вынуждена пойти с ними. Сначала она идет с ними неохотно. Они ей не нравятся, и она им не нравится. Со временем она начинает видеть их такими, какие они есть на самом деле, больше не бандитами, а человеческими существами, которые нуждаются в ее помощи. И пока они идут через горы и пересекают реки, к ней приходит новое понимание людей и земли. Иногда на них нападают немецкие войска. И Хельга начинает подозревать, что, возможно, все не так просто, как она когда-то думала. Она больше не знает, где ее место.
Эта тема легко могла бы стать поводом для слезливого или нравоучительного фильма, но "Die Letzte Brücke" избегает этих ловушек. "Die Letzte Brücke" удается передать эмоции благодаря умелому использованию образов и слов - крупным планом лицо Марии Шелл, другие лица, горы, реки, мосты. Когда партизанский командир Боро (Бернхард Вики) и Хельга проходят мимо кладбища, он говорит Хельге: "Здесь похоронены немецкие солдаты", а затем, широким жестом показывая на пейзаж, горы и все остальное, он говорит: "а там похоронены наши люди, мой народ, наша земля". Как вы видите, образы и слова работают вместе, передаваемые ими эмоции глубоки, но фильм вовсе не мелодраматичен.
"Die Letzte Brücke" - это освежающее изменение голливудской диеты, с которой мы вынуждены мириться. Фильмы о второй мировой войне, снятые в Голливуде, обычно упрощенны и неглубокие. Этот фильм поднимет много вопросов у тех, кто еще способен мыслить. А актерская игра Марии Шелл просто великолепна. Настоятельно рекомендую!
P.S. - Некоторые немцы старшего поколения считали, что перемирие Италии с союзниками было предательством. Итальянский персонаж, который появляется в начале фильма, показан в несимпатичном свете. Чуть позже, когда итальянцы празднуют перемирие, немецкий офицер с горечью комментирует "оппортунизм" итальянцев. Выражал ли этот персонаж мнение Хельмута Кютнера? Я не знаю. В любом случае, поскольку большинство людей, посмотрев фильм, вероятно, даже не заметят того, о чем я говорю, это не так важно. Еще больше пищи для размышлений!