Нравятся вам фильмы Бруно Дюмона или нет, одно можно сказать наверняка - вы их никогда не забудете. Такие фильмы, как "Жизнь Иисуса" и "Человеколюбие", обладают стихийной силой, которая бросает нам вызов противостоять болезни души, которая возникает из-за отрицания нашей способности быть людьми и поступать по-человечески.
Последний фильм Дюмона "Фландрия", получивший Гран-при в Каннах в 2006 году, обладает той же острой наблюдательностью, медленным и тщательным раскрытием характера и пониманием человеческого состояния, которые характеризовали его первые два фильма. Как и "Жизнь Иисуса", "Фландрия" - это фильм, в котором рассказывается о сексуальной и расовой напряженности и маргинальных молодых людях, чья жизнь отражает пустоту сельской местности, в которой происходит действие фильма.
Первые два слова фильма - это слово на букву "f" и слово на букву "s", которые задают тон тому, что должно последовать. Деместер (Сэмюэль Бойден), дородный местный житель, работает на ферме и имеет бесстрастные отношения с Барбе (Аделаида Леру), девушкой с соседней фермы. Верный творчеству Дюмона, секс безрадостен и механичен, и ни один из партнеров не выражает привязанности.
Здесь мало диалогов и нет музыкальной партитуры, только звуки природы, топот сапог по лесу, а также хрюканье и покачивания, которые наводят на мысль о половом акте. Выражения на лицах персонажей такие же пустые, как окружающая сельская местность, и ни один режиссер в мире не может лучше передать ощущение всепроникающей пустоты, чем Бруно Дюмон.
В местном пабе Деместер как ни в чем не бывало отрицает, что он и Барбе - пара, что побуждает Барбе отреагировать тем, что она уходит с незнакомцем Блонделем (Анри Кретель), чтобы заняться сексом, и вскоре становится очевидно, что у нее в деревне репутация неразборчивой в связях. Однако судьбы Деместера и Блонделя переплетутся. Оба служат в одном полку, призванном сражаться на безымянной войне в далекой стране, которая похожа на Северную Африку из "Мучений Клэр Дени".
Неясно, должны ли боевые действия отражать войну в Ираке, французскую авантюру в Алжире или, возможно, европейскую войну, которая еще предстоит. Когда солдаты прибывают, они проходят через траншею, возможно, это видение Первой мировой войны на Фландрском поле, увековеченное в стихотворении подполковника Джона Маккрея, наследие ужасной битвы на Ипрском выступе весной 1915 года.
Дюмон показывает нам войну во всей ее порочности, включая изнасилования, убийства детей, кастрацию и другие жестокости. Как будто годы сексуальной напряженности солдата и отсутствия эмоциональной связи взорвались бессердечным образом, отражая пытки иракцев в Абу-Грейбе. По мере того, как его приятели гибнут один за другим от рук темнокожих партизан, становится очевидным, что Деместер и пальцем не пошевелит, чтобы спасти или защитить их, что свидетельствует о его неспособности получить доступ к тому, что Рузвельт называл "тихой, невидимой вещью, называемой совестью".
По мере того как усиливаются партизанские бои на улицах и в домах, война идет и дома. Барбе беременеет, и у нее случается психическое расстройство, из-за которого она попадает в психиатрическую больницу. Скоро война будет вестись на два фронта.
"Фландрию" назвали антивоенным фильмом, но война, похоже, происходит в основном на внутреннем уровне. Это экспрессионистский и поэтичный фильм, действие которого разворачивается как бы в сказочном мире, у которого нет прошлого, настоящего или будущего. Вы не можете оценить Фландрию, думая о ней, а только ощущая ее интуитивно, в своей крови. Показав человечество во всей его мерзости, чтобы, по собственным словам режиссера, "избавить нас от этих побуждений", Дюмон дарует нам катарсис.
Подобно безработному, необразованному и страдающему эпилепсией 20-летнему Фредди из "Жизни Иисуса", чье видение солнца после жестокого убийства возвестило о пробуждении в его сарае после окончания войны, Деместер осознает правду о зияющих ранах в своей собственной душе и открывает себя возможности благодати.