Незадолго до того, как по телевизору показали "Deadline Gallipoli", группа обозревателей развлекательных программ прокомментировала, как австралийцы избавляются от Галлиполи, когда мы приближаемся к 100-летию высадки.
Они обсудили лавину документальных фильмов, специальных сюжетов и мероприятий в средствах массовой информации, посвященных этому событию. Они сочли, что перебор был главной причиной того, что недавний высокобюджетный мини-сериал "Галлиполи" не получил хорошего рейтинга. Однако они возлагали большие надежды на этот сериал из двух частей, в котором рассказывалось о роли военного корреспондента в кампании. Был ли такой оптимизм оправдан?
По большей части ответ утвердительный, но с оговорками в нескольких областях.
История рассказывает о попытках четырех корреспондентов осветить кампанию в Галлиполи: англичанина Эллиса Эшмида Бартлетта (Хью Дэнси) и австралийцев Чарльза Бина (Джоэл Джексон), Филиппа Шулера (Сэм Уортингтон) и Кита Мердока (Юэн Лесли). Сериал дает захватывающее представление о том, как военная иерархия пыталась подвергать цензуре каждый отчет, главным образом для того, чтобы скрыть свои собственные недостатки.
Сила фильма заключается в правдоподобных, иногда остроумных обменах репликами между персонажами, которые позволяют нам понять, что происходит, не прибегая к повествованию. Сценарий и хорошо подобранный актерский состав определяют характеры задействованных в нем мужчин: более непокорные Бартлетт, Шулер и Мердок против несколько прямолинейного и прилежного Бина. Нужен хороший сценарий, чтобы удержать внимание на интригах этой кампании 100-летней давности, но "Крайний срок в Галлиполи" полон напряжения.
Где это страдает, так это в описании кампании, похоже, бюджет может растянуться только на такой срок. Например, продвижение трех тысяч австралийцев по плоской равнине в Критии представлено здесь парой дюжин статистов, бегающих по склону холма. По большей части, основная претензия к воссозданиям заключается скорее в отсутствии масштаба, чем в прямом искажении, но плата в Nek - это совсем другое дело.
Это, должно быть, связано с тем, что создатели фильма "щелкнули мозгами". Только мазохисты рискнули бы сравнить такое слабое предложение с мастерским воспроизведением этого события Питером Вейром в фильме 1981 года "Галлиполи". Это почти как если бы тщательных исследований, которые легли в основу остальной части постановки, здесь просто не проводилось.
Чарльза Бина не было на передовой линии в "Нек" во время атаки, как и "Пуш-он" Антилла. Что касается последнего, угрожающего расстрелять людей, которые не захотят вылезать, - это то, чего я не читал ни в рассказах Чарльза Бина, ни в хорошо изученной книге Джона Гамильтона "Прощай, Коббер, благослови тебя Бог". Жаль, что эта странная сцена была включена в драму, центральной темой которой является честное и точное изложение истории.
С учетом сказанного, "Крайний срок в Галлиполи", вероятно, лучший из нынешнего набора мини-сериалов и развлекательных программ о Галлиполи. Она воплощает в жизнь людей, обладающих определенным интеллектом, которые оказали влияние на времена, в которые они жили, и сформировали историю такой, какой мы ее знаем.