Страна: Норвегия
Жанр: История, военный, драма
Режиссер: Эрик Поппе / Erik Poppe
В ролях: Андерс Баасмо Кристиансен, Еспер Кристенсен, Карл Маркович, Свейн Тиндберг, Артур Хакалахти, Тува Новотны, Кэтиль Хеег
Реконструкция событий апреля 1940 года, когда Германия вторглась на территорию Норвегии и потребовала от норвежского правительства подписать акт о безоговорочной капитуляции. Правительство в панике подает в полном составе в отставку и перекладывает ответственность за принятие решения на формального главу государства — короля Хоконa VIIДо
Фильмы о военной истории выходят за рамки сражений и показывают
травматин, как все происходило. Прекрасным примером может служить норвежский биографический фильм "Выбор короля" (2016).
В нем рассказывается малоизвестная история о первых трех ужасающих днях, когда нацистская военная машина вторглась в Норвегию и потребовала, чтобы ее стареющий монарх покорился неизбежному. Вместо обычного акцента на военных действиях, этот фильм предлагает развернутое эссе о моральной ответственности руководства, которое сегодня актуально как никогда.
В апреле 1940 года флотилия немецких кораблей прорывает норвежскую оборону и выдвигает ультиматум: сдавайтесь или погибните. Дания совсем недавно капитулировала перед Германией, но король Норвегии Хокон VII (Йеспер Кристиансен) не собирался следовать ее примеру. Традиционный нейтралитет Норвегии и устаревший военный потенциал делали ее беззащитной, но ей все же удалось потопить один военный корабль, что привело Гитлера в ярость.
Немецкий посланник убеждал короля принять мирную капитуляцию и спасти жизни норвежцев, но тот отказался облегчить нацистам захват Норвегии. Норвежский парламент был в смятении, номинально его возглавлял сторонник нацизма по фамилии Квислинг, слово, которое повсеместно стало означать "предатель". Нация была в ужасе, и только королевская семья оставалась символом надежды и вдохновения.
Гитлер отчаянно пытался захватить семью живьем в качестве трофея за превосходство нацистов. Почитаемый король и его сын-наследник бежали в сельскую местность, преследуемые нацистами. По пути посланник, несколько оставшихся парламентариев и даже его сын неоднократно убеждали короля сдаться. Хотя крах Норвегии был неизбежен, королевская семья бежала в Лондон, где возглавляла норвежское сопротивление до конца войны.
Есть несколько причин, по которым этот фильм заслуживает похвалы. Наиболее очевидной является то, что он освещает часть истории, о которой большинство людей, за исключением норвежцев, знают очень мало. Это взвешенное, мрачное исследование лидерства с компетентным актерским составом, отличной операторской работой и подробными историческими декорациями и костюмами. Фильм представляет собой тонко проработанный портрет нации, столкнувшейся с катастрофой, с минимумом драматических приукрашиваний, но с напряжением, которое нарастает в течение длительного времени (два с четвертью часа).
Йеспер Кристиансен играет короля Хокона с царственной достоверностью, превращаясь из дедушки, играющего с детьми, в честного гиганта, столкнувшегося с необычайной моральной дилеммой. Выбор короля был за ним и только за ним, и в фильме запечатлено огромное напряжение от осознания того, что у Норвегии нет никаких шансов противостоять нацистской мощи, но в то же время вера в то, что достоинство нации никогда не должно быть предано забвению.
Несмотря на его эпические качества, есть несколько незначительных придирок. При переводе на иностранные языки неизбежно возникают проблемы с нюансами, и следить за диалогами становится сложнее, когда белые субтитры появляются на белом фоне. Темп фильма только выиграл бы, если бы было больше монтажа, меньше компьютерной графики и меньше сцен королевской семьи в полете. Но в остальном это захватывающий фильм с участием персонажей, который дает увлекательное представление о военной истории Норвегии.