Было много фотографий Второй мировой войны, сделанных в конце 40-х и начале 50-х годов, сделанных как незамысловатая фанатичная ностальгия, а также как пропаганда продолжающейся войны в Корее. По большому счету, это были дешевые и жизнерадостные романы; плохо написанные по сценарию и плохо сыгранные. Пункт назначения Гоби - именно такая картина, главным исключением которой является то, что она несколько приукрашена под руководством великого Роберта Уайза.
Будучи относительно малобюджетным направлением, Гоби довольно скуден на экшн, вместо этого полагаясь на захватывающие эпизоды и размышления о военной жизни в качестве развлечения. К сожалению, сценарий не совсем соответствует поставленной задаче. Есть несколько квазифилософских диалогов, большая часть которых слаба и неубедительна (единственная реплика, которая мне понравилась, была о том, что Внутренняя Монголия "жарче, суше и замкнута").
Персонажи - обычные одномерные персонажи из фильмов категории "Б", и многим сценам настолько не хватает правдоподобия, что напряжение не может сработать, потому что нет реального ощущения опасности.
Вот тут-то и вступает в игру Роберт Уайз. Часто бывает интересно, хотя и неудовлетворительно, наблюдать, как действительно первоклассный режиссер снимается в трущобах категории В - посмотреть, что они могут сделать из самых слабых элементов. Это особенно верно в отношении Уайза, у которого не было эгоизма и который всегда стремился извлечь максимум пользы из того, что ему предлагали студии.
Это его первая цветная картина и, насколько я знаю, самая ранняя, в которой он по-настоящему использовал широкие открытые пространства. Большинство картин Уайза до сих пор были суровыми триллерами, и даже его конная опера 1948 года "Кровь на Луне" в буквальном смысле мрачный вестерн.
Другие заметили, что пейзаж в пункте назначения Гоби снят для того, чтобы показать его красоту, но также следите за хронометражем Уайза. Было бы обычным делом перейти к пейзажной съемке после вступительной сцены в штаб-квартире SACO, но на самом деле Wise старается не показывать нам пустыню должным образом и подчеркивает тесноту и темноту палатки. Только после того, как мы познакомимся с монголами, мы получим эти захватывающие дух снимки на открытом воздухе. Контраст поразителен, и это заставляет нас ассоциировать монголов с красотой этого места, пусть даже только подсознательно.
Я уверен, Уайз знал, что ему дали бездарный сценарий, и он пользуется моментами затишья. Режиссура Уайза, как правило, была наилучшей, когда диалогов все равно не было (посмотрите Лоуренса Тирни в "Рожденном убивать"), и ему особенно, казалось, нравилось растягивать эти моменты и давать актерам пространство для выражения эмоций.
Следовательно, присутствует нежность, нехарактерная для такой картины, когда солдаты оплакивают павшего товарища, открывая сцену почтительным дальним снимком могилы. Снова используется естественная красота ландшафта, на этот раз в качестве горько-сладкого контрапункта.
Актерский состав возглавляет Ричард Уидмарк, который, как и Уайз, был хорош в своем деле, но большую часть своей карьеры провел в фильмах второго плана. И, как и в случае с Уайзом, мы можем взглянуть на это позитивно и сказать, что он, по крайней мере, придал некоторое качество картинам, которые почти ничем другим не отличаются. Он не может заставить этот ужасный диалог звучать правдоподобно, но, по крайней мере, он хорошо выражает эмоции и обладает сильным присутствием.
Возможно, сценарий и не наделяет монгольских персонажей каким-либо достоинством, но, по крайней мере, надежный Мурвин Вай достойно исполняет роль вождя Кенгту, добавляя персонажу индивидуальности, которой нет в сценарии.
Эти маленькие оазисы качества не мешают месту назначения Гоби оставаться в основном пустыней посредственности. Изучая работы Роберта Уайза, это похоже на небольшое упражнение в вдумчивом направлении, но не более того, потому что в истории или персонажах недостаточно глубины, чтобы это окупилось. И кто бы мог ожидать большего от девяностоминутной беспроблемной игры?
Однако, по крайней мере, благодаря усилиям Уайза (а также известных артдиректоров Лайла Уилера и Льюиса Кребера и оператора Чарльза Кларка - заслуженных почетных упоминаний) на это приятно смотреть. Иногда это даже забавно.