В блестящем фильме Кшиштофа Кесьлевского "Без конца", действие которого происходит в Польше после "Солидарности", адвокат говорит лидеру профсоюза диссидентов: "Вы решили сотрудничать в тот день, когда решили не бросаться под танк". Что, конечно, верно, но часто забывается в нашем легком осуждении тех, кто который выбрал не ту сторону в прошлых войнах.
Быть пекарем, скажем, в оккупированной Франции и продолжать свою работу не требует ретроспективного суждения; быть высокопоставленным государственным служащим - значит заслужить сегодня ярлык нациста. Конечно, нацизм был почти исключительно отвратителен, и все же его можно было бы остановить, если бы никто не сотрудничал; но тем из нас, кому посчастливилось не пережить войну, также нужно быть осторожными в установлении стандартов, которым мы сами не смогли бы соответствовать.
"Разделенные, мы падаем" - чешская драма, действие которой разворачивается во время Второй мировой войны, сила которой в том, что она честно изображает как мужество обычных людей, так и пределы этого мужества. Герои фильма становятся невольными врагами немцев, когда они укрывают беглого еврея всего на одну ночь; а затем вынуждены доводить свои действия до конца.
Режиссер Ян Гребейк слишком увлечен своеобразным приемом съемки фильма с пониженной частотой обновления, скорее похожим на старое немое кино, так что движения его персонажей кажутся странными и отрывистыми: Я не слишком уверен, чего этим предполагается достичь. Мрачный характер главного героя также приводит к отсутствию тональных вариаций в пьесе, он впадает в неизлечимую депрессию еще до того, как попадает в беду, и это всепроникающее настроение безнадежности отчасти лишает изюминки то, что временами кажется замедленным фильмом.
Но достоинство этой работы в том, что она изображает реальных людей, совершающих как хорошие, так и плохие поступки по смешанным мотивам, в моменты сильного давления. "Разделенные, мы падаем", возможно, и не самый лучший фильм, но это настоящий фильм.