Просматривая полярные суждения и отзывы сегодняшних зрителей о фильме «Никто не хотел умирать», можно обнаружить, что все признают художественные достоинства фильма, но расходятся во взглядах на его историческое содержание. Для большинства «фильм – замечательный…», «правдивый и честный, показывает национальное движение на освобожденных от фашистов территориях». Но одна сторона утверждает: «Честь и хвала «лесным братьям» за то, что они сражались за свободу своей родины с оружием в руках». Другая сторона им противопоставляет: «Они добровольно участвовали в карательных операциях, были военными преступниками». А третьи – пытаются «примирить» эти точки зрения: «Скорее всего, нет ни правых, ни виноватых…», «Неважно, кто и за что сражался; гибли люди, каждый за свою правду».
Подобная разноголосица свидетельствует о неоднозначном понимании исторических событий, о сложности определения границы между добром и злом. Располагая их одинаково по отношению к правде, придется признать, что не существует принципиального различия между ними. Но настоящее искусство, проникая в сферу истинных ценностей, способно подняться над разногласиями.
Хроника событий
В фильме показаны события, происходящие на литовской земле в послевоенное время. Уже закончилась Великая Отечественная война, а на западных окраинах страны все еще неспокойно. В лесах скрываются противники установившейся советской власти. Сопротивляясь, они нападают на местные органы власти, терроризируют жителей.
Действие в кинокартине начинается с того, что «люди из леса» убивают уже пятого председателя сельсовета, отца четырех сыновей Локисов. Предчувствуя расправу, он не предпринимает попыток избежать ее — в открытом противостоянии злу председатель находит высший смысл своей жизни – ощущение себя свободным человеком. Смерть врывается внезапно и потрясает всю его семью. Люди боятся смерти и оценивают ее приход как потерю всего насущного.
На похороны собираются все его сыновья. Каждый по-своему глубоко воспринимает эту трагедию. Младший, Йонас, сильно испуган потерей отца. Встретившись лицом к лицу со смертью, он ужасается ее страшной реальности. Второй сын, Донатас – импульсивный, стихийный. Разгневанный злодейским убийством отца, он охвачен разрушительным чувством мщения: «Расстреляю всех, виновных и невиновных. Око за око!..», – он жаждет найти и покарать убийцу.
Совсем другой – старший сын Бронюс, воевавший с немцами лейтенант Красной армии, находящийся на излечении в госпитале, закаленный боец. Принцип его жизни выражен в формуле: «Я солдат. Если могу не стрелять – не стреляю». В ней заключено сознание того, что настоящий солдат воюет только ради мира. Вспоминая о войне, он произносит ключевую фразу фильма: «Была весна. Конец войны… И никто не хотел умирать». Умирать никто не хочет, но люди идут на смерть ради того, что ценят больше жизни – идеи мира, добра и правды. В действиях и решениях Бронюса преобладает взвешенность человека, познавшего правду о жизни и смерти.
https://www.kurier.lt/pravda-zhizni-i-smerti-v-filme-nikto-n/