Весьма характерно для художественной манеры Василе Паскару его произведение — фильм «Никто вместо тебя», воскрешающее на экране еще одну страницу подпольной борьбы комсомольцев против фашистских оккупантов, точнее сказать, поскольку речь идет о Молдавии,— против румынской сигуранцы.
Паскару не просто рассказывает историю, но целым рядом специфических приемов — ретроспекциями, остановками кадра, использованием негативного изображения, монтажом контрастных кадров и т. п.— старается раскрыть душевное состояние персонажей и передать зрителю внутренний, эмоциональный смысл событий.
Между тем, рассказанная в фильме история необычна и сама по себе. На процессе бывшего агента сигуранцы Стапенко мы встречаемся с тремя участниками комсомольского подполья. Процесс происходит в наши дни и, естественно, все трое — уже пожилые люди. Но прошлое обрушивается на них, заставляя заново пережить героику и трагедию юных лет. Дело в том, что двое из них — случайно спаслись от расправы, а третий, Дима Савеляну,— прямой виновник провала организации. Процесс Стапенко еще раз вскрывает роль Савеляну в кровавой драме 43-го года. И хотя сейчас он перед законом чист, но на суде совести ему нет и не будет прощения...
Нравственная проблематика фильма «Никто вместо тебя» звучит весьма современно, поскольку напоминает об истине, которая в народной пословице, использованной еще Пушкиным, гласит: «береги честь с молоду...» Но, конечно, прежде всего этот фильм воспринимается как произведение героическое, использующее поэтические возможности кино для того, чтобы еще раз воспеть поколение людей 40-х годов.
Ромил Соболев
«Спутник кинозрителя», июнь 1977 года.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4474/annot/