"Кровавое воскресенье" - это очень поразительное, кинематографически достоверное воссоздание очень конкретной даты (30 января 1972 года), в очень конкретном месте (Дерри, Северная Ирландия) события, которое для ирландцев стало "нашим Шарпвиллем".
Но для американской аудитории, не пользующейся субтитрами для обозначения брогов и акцентов британцев из рабочего класса, без объяснений жаргона вне возможного контекста (мне потребовалось некоторое время, чтобы уследить за "провозвестниками" и "парами"), квазидокументальный подход "лицом к лицу" приобретает трагическая универсальность.
Это могло бы стать частью трилогии "Кассандра" с "Падением черного ястреба" и "Ничейной землей" о том, почему военные не должны быть главными в городских беспорядках, будь то в качестве "миротворцев" или в гражданских войнах или смене режима, независимо от того, насколько отвратителен режим, который нужно сменить. Урок для планировщиков вторжения в Багдад?
Города - это сложная социальная экология, и фильм показывает огромное разнообразие взглядов и давления со всех сторон, умудряясь быть как клиническим в скрупулезных деталях, так и интуитивным в шокирующем воздействии. Фильм, вероятно, не объективен в отношении британцев (я не думаю, что это совпадение, что властного британского "наблюдателя", который берет на себя отвратительную ответственность, играет Тим Пиготт-Смит, который был похожим колониалистом в "Жемчужине в короне".) Центральным универсальным образом становится устрашающая сила бросающие камни безработные мальчики-подростки, разжигающие войну.
Либералы посередине, цепляющиеся за мечты о Ганди, Мартине Лютере Кинге и справедливых общественных отношениях, морально уничтожаются в течение нескольких часов, а экстремисты с оружием с обеих сторон подпитывают друг друга в вечном разрушении, подобно изображению змеи Уроборос, пожирающей саму себя. Мне все время казалось, что я пропустил точную точку вспышки в момент рассеянного внимания, и мне захотелось немедленно просмотреть это еще раз, чтобы посмотреть, смогу ли я отследить суть! момент, когда эскалацию можно было предотвратить, поэтому я с нетерпением жду, когда это будет доступно на видеозаписи.
Но фильм ясно показывает, что именно отношение привело к насильственному исходу и последующему отказу правительства от расследования, как мы видим во многих полицейских ситуациях. Как только солдаты входят в город, возникает полицейская ситуация со всеми этими сложностями.
Я знаю Джеймса Несбитта в основном по пенистым ирландским комедиям, таким как "БалликиссАнгел", поэтому его ошеломляющее изображение члена парламента в центре - откровение, поскольку он переходит от планирования марша за гражданские права к мольбам о помощи своей девушке, от физического героизма к шоковому срыву.
Версия заглавной песни U2, исполняемая в конце, значительно позже окончания титров, представляет собой трогательное, живое, страстное подпевание аудитории, в котором Боно выкрикивает другие места, где происходили похожие ситуации, чтобы подчеркнуть универсальность.