"Пейзаж после битвы" начинается с побега заключенных по заснеженному полю, усеянному заборами - в довольно забавных движениях под аккомпанемент Вивальдиса Four Seasons. Трогательное открытие. Но довольно скоро мы узнаем этих заключенных как толпу, и когда они (к тому же с юмором) хоронят человека заживо, главный герой на мгновение останавливается, но вскоре больше занят поиском книг из лагеря, в котором им отказали, чем заботой о своем соседе.
Остальная часть фильма разворачивается в американском лагере, откуда заключенных не выпускают, в какой-то полусвободе, полукампании. Идеальный набор для изучения военной преступности, американских лагерей, польского национализма, католицизма, горя и человеческих страданий в целом.
Фильм совершает важный поворот. Появляются женщины, и вместе с ними фильм меняет освещение, цвет и настроение. В то же время выясняется, что эти заключенные были рабами во время Холокоста. Я думаю, что главной политической темой фильма должно быть отношение человечества к евреям во время и после мировой войны, и не только уничтожение нацистами, но и то, что человечество допустило это - и даже вынудило их покинуть Европу после войны.
На эмоциональном уровне фильм о горе и проблеме, связанной с тем, чтобы позволить горю прийти, о том, как окружающая среда затрудняет скорбь и как трудно может быть разделить горе людям с разным опытом.
Но фильм - это ковер глубинных противоречий, юмора, иронии и внезапной красоты. Пару раз на протяжении фильма цыганский пленник играет на арфе эмоциональную мелодию, жестоко отвергнутую (с точки зрения фильма) главным героем. Этот пример раскрывает важную суть стиля и темы фильма. Когда дело доходит до юмора, очень комично то, как главный герой постоянно теряет и находит обратно свои очки в толпе, в стогах сена и т.д.
Нетрудно понять уважение Спилберга к Вайде, когда вы смотрите этот фильм. Великолепное обращение со светом можно сравнить со Спилбергом в его лучших проявлениях. Грюнвальдское интермеццо говорит само за себя. Повествовательно это только выводит фильм из лагеря, но кинематографически это переносит фильм в мечту и вечность с глубокой красотой.
Во всяком случае, есть еще одна сцена, которую я не могу оставить без комментариев. Это христианская вечеря. Несомненно ироничный, но одновременно глубоко религиозный, мы видим момент преображения, когда все падают на колени, в то время как священник спасает главного героя от изоляции, чтобы он служил комическим алтарником. Его колокольчики насмехаются над сценой, но в то же время придают ей эмоциональность и любовь. Когда Нина достает свой хлеб, на нее падает солнечный свет и сферически звенят колокольчики, это пиковый момент фильма.
Главные актеры превосходно справляются со своими ролями. Ольбрыхски в роли идеального главного героя Вайды - сомневающегося, размышляющего разума, неспособного воплотить в жизнь все аспекты своего разума и эмоций. Красавица Селинска с великолепным актерским мастерством дебютирует в роли персонажа, неспособного выразить все свое внутреннее в гордых движениях.
Те, кто пытается описать все, часто не в состоянии ничего принять во внимание. Это то, чем управляет Вайда. Его фильмы либо очень трогательны, глубоки, либо красиво сняты, но в них уделяется внимание особенностям жизни и общества. Мгновение радости для одного - это мгновение иронии для второго, мгновение горя для третьего, мгновение пустоты для четвертого.
Есть, по крайней мере, две причины обратить внимание на фильмы Вайдаса этого периода. Во-первых, это замечательное свободное выражение глубокого политического влияния. Эта страна была первой, кто двадцать лет спустя сверг коммунизм. Во-вторых, это развитие кинематографического и повествовательного языка, который Кустурица возвысил до величия.