Названный "китайским Спилбергом" с 15 кассовыми успехами за последние 20 лет, начиная от семейных комедий, высмеивающих материалистическую культуру Китая, и заканчивая более весомыми, высокобюджетными историческими эпопеями, такими как "Ассамблея", "Афтершок", а теперь и "Назад в 1942", Фэн Сяоган стал самым популярным фильмом в мире. популярный режиссер мейнстримного кино в Китае.
Тем не менее, несмотря на работы таких китайских режиссеров, как Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу, Вонг Кар-Вай и Энг Ли, Фэн Сяоган практически неизвестен западной аудитории, что китайское правительство пытается исправить, представив фильм "Назад в 1942 год" в качестве официальной номинации страны на премию "Оскар" за лучший иностранный фильм. Фильм на иностранном языке в этом году.
Фильм, адаптированный по книге Лю Чжэньюня "Вспоминая 1942 год", представляет собой историческую эпопею-катастрофу, повествующую о судьбах беженцев во время засухи и голода в провинции Хэнань, которые опустошили регион и оставили 3 миллиона умерших от голода во время Второй китайско-японской войны (1937-45).
Помимо участия известных китайских звезд, таких как Чэнь Даомин ("Афтершок") и Чжан Ханью ("Белая месть"), фильм является одним из немногих китайских постановок, которые могут похвастаться голливудскими талантами в лице обладателя "Оскара" Эдриена Броуди и Тима Роббинса, напоминая о роли Кристиана Бейла в "Цветах войны". (2011) хроника японского нападения на Нанкин.
Фильм рассказывает о судьбе землевладельца Фана (Чжан Гуоли), который вместе со своей семьей присоединяется к массовому исходу людей после того, как их деревня разрушена бандитами, оставляя позади свой привилегированный образ жизни и присоединяясь к отчаявшимся массам, направляющимся на запад в поисках утешения и надежды.
Возглавить беженцев надеется дезертир, ставший священником, Ан Симан (Чжан Ханью), хотя вскоре он осознает безнадежность ситуации: распространяется голод, (китайские) солдаты совершают набеги за припасами, а японцы без разбора бомбят.
В то время как националистические политики (гоминьдановцы) спорят о том, что делать и как извлечь выгоду из ситуации со своими американскими, британскими и советскими союзниками, корреспонденту журнала Time Теодору Уайту (Эдриен Броуди) остается раскрыть истинные масштабы катастрофы, постигшей провинцию Хэнань, отважившись на это бедствие зоне и обнажающий весь ужас страданий людей.
"Назад в 1942" - это жестокий и безжалостно мрачный фильм-катастрофа, показанный глазами и переживаниями актерского состава, переключающийся между тремя основными историями о фанатиках, белых и националистах и провинциальных правительствах в темпе, который поражает, несмотря на его продолжительность в 145 минут.
Благодаря своим ранним работам Фэн продемонстрировал талант использовать общественные настроения и создавать мелодрамы национального масштаба. Результатом стало множество популярных фильмов, которые касались малоизвестных областей китайской истории и при этом раскрывали немного больше о самом Китае, а для западной аудитории это долгожданное изменение по сравнению с обычной диетой голливудских подростковых комедий, фильмов о супергероях и ремейков.