В 1962 году, после более чем 130 лет французского колониального правления, Алжир стал независимым. "Алжир" Жилло Понтекорво показывает десятилетие, приведшее к этому освобождению, в яркой истории о мусульманах, отстаивающих свои права с помощью насилия, сокрытия и заговоров в Касбе, полумире узких, извилистых, кажущихся бесконечными переулков, которые являются единственной защитой повстанцев от глаз французов.
Переиздание черно-белого фильма 1965 года - это убедительная история людей, которые не хотят быть оккупированными и отдадут свои жизни за то, чтобы их семьи однажды смогли стать свободными.
В центре сюжета - пара мусульманских лидеров, харизматичный полковник Дж. французских войск, а также взрывы и перестрелки, которые в какой-то момент составляли в среднем чуть более 4-х в день. Фильм симпатизирует мусульманам, но у полковника бывают моменты размышлений, которые могли бы вызвать сочувствие, особенно с учетом того, что он был участником сопротивления во время Второй мировой войны и, возможно, пострадал в концентрационном лагере.
Режиссер демонстрирует влияние итальянских неореалистов, таких как Роберто Росселлини ("Пайсан"), снимая в документальном стиле на натуре, используя неактеров (за исключением полковника) и в целом избегая агитпроповского ракурса.
Но симпатии фильма, в конце концов, принадлежат оккупированному народу. Когда три женщины-бунтарки меняют внешность, чтобы выглядеть француженками, проникают внутрь и закладывают бомбы, очевидная для американской аудитории ирония в их нынешней борьбе является данью силе повествования и характеров, а также всеобщей неприязни к оккупации и порабощению.
Пытки заключенных-мусульман имеют самое острое отношение к недавнему скандалу в Ираке. Полковник оправдывает практику получения жизненно важной информации классической логикой "цель оправдывает средства", которая до сих пор используется великими нациями. На самом деле, Пентагон, как сообщается, видел этот фильм в первые дни второй войны в Ираке; некоторые говорят, что они ничему не научились из фильма, который является незабываемым исследованием оккупации и поражения.